www.cbscg.ru

8 (495) 636­27­69

info@cbscg.ru

Подготовлен законопроект, позволяющий осуществлять резидентам РФ доступ к международному рынку факторинга.

01 Декабрь 2013
Рейтинг новости
Просмотров: 673

Проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части осуществления факторинговых операций» (далее - законопроект) направлен на предоставление доступа резидентов к открытому международному факторингу и предоставление возможности уполномоченным банкам и факторинговым компаниям участвовать в финансировании резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, в рамках договоров факторинга.
В настоящее время предоставление услуг по международному факторингу российским потребителям российскими факторинговыми компаниями сталкивается с ограничениями, накладываемыми российским валютным законодательством. Так, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) валютные операции между резидентами запрещены, за исключением определенных Федеральным законом № 173-ФЗ операций. При этом к разрешенным операциям не отнесены валютные операции между российскими факторинговыми компаниями и их клиентами резидентами-экспортерами. Кроме того, в соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Применение договора факторинга во взаимоотношениях резидента-экспортера с уполномоченным банком и факторинговой компанией (факторами) для целей финансирования потребностей резидента-экспортера в оборотном капитале сталкивается с невозможностью реализации такого договора на практике, так как такие резиденты не могут формально выполнить требования пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ, поскольку в этом случае денежные средства будут получены от резидентов (факторов) в рамках договора факторинга и не засчитываются такому резиденту-экспортеру в качестве валютной выручки от экспорта. В лучших условиях в данном случае оказываются иностранные банки и финансовые компании, так как при заключении с ними договора факторинга выручка фактически будет поступать от нерезидента, что соответствует требованиям валютного законодательства Российской Федерации. Таким образом, участие российских уполномоченных банков и факторинговых компаний в предоставлении российским экспортерам финансирования по договору факторинга является невозможным, что ущемляет их права и создает неоправданные конкурентные преимущества для иностранных банков и финансовых компаний.
Для решения данного вопроса пунктом 14 Плана мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1128-р, предусмотрено присоединение Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям (далее – Конвенция). Присоединение Российской Федерации к Конвенции обеспечит приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с международными стандартами в области факторинга и создаст условия для использования российскими экспортерами в полной мере инструментов экспортного и предэкспортного финансирования.
В связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции законопроектом предусматривается внесение изменений:
в Гражданский кодекс Российской Федерации – дополнение части второй Гражданского кодекса Российской Федерации новой главой 43.1 в части специальных норм о договоре факторинга (статья 1 законопроекта);
в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (статья 2 законопроекта):
- в части дополнения статьи 9 новой частью 4, разрешающей валютные операции между резидентами и факторами в рамках соответствующих договоров факторинга;
- в части признания обязанности резидента по репатриации экспортной выручки исполненной в случае, если он обеспечил получение иностранной валюты и/или валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках от фактора, являющегося резидентом, причитающихся в соответствии с условиями заключенных между таким фактором и таким резидентом договора факторинга, вытекающего из внешнеторгового договора (контракта), связанного с передачей резидентом нерезиденту товаров, выполнением для него работ, оказанием ему услуг, передачей ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (дополнение статьи 19 новой частью 5);
- в части возложения обязанности получения на свой банковский или корреспондентский счет иностранной валюты и/или валюты Российской Федерации от нерезидента при осуществлении расчетов в рамках внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), заключенным между резидентом и нерезидентом, на фактора, являющегося резидентом и которому были переданы (переданы последующей передачей) права требования на иностранную валюту и/или валюту Российской Федерации, причитающуюся резиденту в соответствии с условиями такого внешнеторгового договора (контракта) (дополнение статьи 19 новой частью 6);
- в части дополнения перечня документов, обязательных для представления резидентами агентам валютного контроля (дополнение новым пунктом 15 части 4 статьи 23);
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - в части дополнения части 4 статьи 15.25 нормой об ответственности за невыполнение фактором обязанности по репатриации экспортной выручки в установленном порядке (статья 3 законопроекта).
Поскольку законопроектом устанавливается административная ответственность за новые виды правонарушений, по которым ранее ее применение было не предусмотрено, то законопроектом предусматривается вступление в силу федерального закона по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.
Принятие федерального закона позволит ускорить оборачиваемость средств российских экспортеров, повысить эффективность экспортных операций, в том числе путем расширения участия российских факторинговых компаний в экспортном и предэкспортном финансировании резидентов - экспортеров, создаст реальные условия для роста объема экспорта несырьевых товаров из Российской Федерации.
 

Оцените новость
Поделиться с друзьями и коллегами:

Актуально. Важно. Коротко.

Обо всех изменениях в бухгалтерском и налоговом законодательстве

Вы сейчас в Инфо-центре компании CBS Group.

Здесь вы найдете ответ на любой вопрос.

Что такое Инфо-центр?

Узнать стоимость любой услуги в день обращения

Заказать устную или письменную консультацию

*услуга платная